Методические материалы

Методические материалы по вопросам противодействия коррупции

Федеральные государственные органы
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Организации
Центральный банк Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции сообщает следующее.

Антикоррупционным законодательством Российской Федерации для отдельных категорий лиц установлены запреты:

  • приобретать ценные бумаги в случае, если владение такими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов;
  • прямо и косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В целях исключения нарушения указанных запретов при открытии таким лицам индивидуального инвестиционного счета необходимо учитывать следующее.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ) индивидуальный инвестиционный счет – счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента – физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии со статьей 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также – договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).

Пунктом 8 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрено, что по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета допускается передача клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг только денежных средств, за исключением случая прекращения одного договора на ведение индивидуального инвестиционного  и заключения нового договора (пункт 4 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ).

Договор на ведение индивидуального инвестиционного счета предусматривает, что приобретаемые ценные бумаги становятся собственностью клиента.

Одновременно стоит учитывать, что абзац второй пункта 9 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ допускает возможность приобретения на организованных торгах российского организатора торговли ценных бумаг иностранных эмитентов за счет имущества, учитываемого на индивидуальном инвестиционном счете.

В этой связи лицам, на которых антикоррупционным законодательством Российской Федерации распространяются вышеуказанные запреты, при заключении договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета необходимо исключить приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг в интересах таких лиц ценных бумаг:

  • владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов;
  • являющихся иностранными финансовыми инструментами.

Дополнительно отмечаем, что в случае представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – справка), сведения об открытом индивидуальном инвестиционном счете указываются в разделе 4 справки.

 

Также в разделе 5 справки подлежат отражению сведения об имеющихся на отчетную дату ценных бумагах.

 

Одновременно указываем, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации инвестиционные налоговые вычеты не подлежат отражению в разделе 1 справки.

Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.

 

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

А.А. Черкасов

 

 

Федеральные государственные органы
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Организации
Центральный банк Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции по итогам проведенного 2 февраля 2017 г. совещания с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и участников рынка страхования по вопросу заключения договоров инвестиционного страхования жизни отдельными категориями лиц, на которых распространяется запрет, предусмотренный Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), сообщает следующее.

Определение понятия «иностранные финансовые инструменты» предусмотрено частью 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных средств, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховую премию (страховой взнос) в установленные договором сроки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 32.9 Закона № 4015-1 страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика является одним из видов страхования в Российской Федерации.

Статьями 25 и 26 Закона № 4015-1 предусмотрено, что страховщики обязаны инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, которые являются, в том числе гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в целях выполнения своих обязательств перед страхователями. Таким образом, осуществление инвестиционной деятельности является необходимым условием деятельности страховщика.

При этом активы, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала, являются собственностью страховщиков. В этой связи ни страхователь, ни застрахованное лицо, ни выгодоприобретатель не наделяются правами прямого и (или) косвенного владения финансовыми инструментами, в том числе иностранными, приобретаемыми страховщиками на средства страховых резервов и капитала.

Одновременно стоит отметить, что абзацем вторым пункта 3 статьи 3 Закона № 4015-1 предусмотрено, в частности, что правила страхования должны содержать для договоров страхования жизни порядок расчета выкупной суммы и начисления инвестиционного дохода, если договор предусматривает участие страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.

Правила страхования не предоставляют страхователю, застрахованному лицу и (или) выгодоприобретателю возможность совершать какие-либо юридически значимые действия в отношении рассматриваемых активов.

Таким образом, страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель не имеют возможности повлиять на действия страховщика в части инвестирования средств капитала и страховых резервов, так как страховщик по своему усмотрению распоряжается указанными средствами в установленном нормативными правовыми актами порядке.

В этой связи у страхователя, застрахованного лица и выгодоприобретателя не возникают права прямого и (или) косвенного пользования активами, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала страховщика.

Учитывая вышеизложенное, по итогам проведенного совещания решено, что заключение договоров инвестиционного страхования жизни лицами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ, не приводит к нарушению запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации 

А.А. Черкасов

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2689 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. и подпунктом «а» пункта 2 раздела 1 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 12 ноября 2014 г. № 45 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведена работа по определению критериев привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений.

На основе предложений федеральных государственных органов и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 г. № 18-2/10/П-7073, судебной практики по рассмотрению дел о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений подготовлен Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (прилагается).

В этой связи, подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) рекомендуется использовать указанный обзор в своей деятельности.

 

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с абзацем четвертым подпункта «и» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297, и абзацами вторым и четвертым подпункта «с» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» для использования федеральными государственными органами и государственными корпорациями (государственной компанией) при организации работы по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций.

 

 

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие Российской Федерации и муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности, и является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

В связи с поступающими запросами Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены рекомендации по соблюдению требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции, и требований к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (прилагаются).

Отражены вопросы:

  • определения должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах на официальных сайтах;
  • применения особого порядка размещения сведений о доходах, расходах отдельных категорий лиц на официальных сайтах, в том числе ранее размещенных;
  • заполнения табличной формы для размещения ее на официальных сайтах.

Приказ Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Приказ Минтруда России № 530н от 7 октября 2013 г.

(в ред. Приказа Минтруда России от 26.07.2018 № 490н)
«О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
(зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2013 N 30803)

Во исполнение подпункта “а” пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 “Вопросы противодействия коррупции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3813) приказываю:

  1. Утвердить:

(в ред. Приказа Минтруда России от 26.07.2018 N 490н)

  • требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, согласно приложению N 1;
  • требования к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно приложению N 2.
  1. Департаменту государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции (Д.В. Баснак) обеспечить проведение мониторинга выполнения федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями (компаниями), иными организациями, созданными на основании федеральных законов, требований, утвержденных настоящим приказом.

(в ред. Приказа Минтруда России от 26.07.2018 N 490н)

2.1. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать настоящий приказ при создании и наполнении подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

(п. 2.1 введен Приказом Минтруда России от 26.07.2018 N 490н)

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.А. Черкасова.

(в ред. Приказа Минтруда России от 26.07.2018 N 490н)

Министр

М.А.ТОПИЛИН

 

По прилагаемой ссылке размещен Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (информация Минтруда России от 4 марта 2013 г..).
Информация Минтруда России от 4 марта 2013 г.

«Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»

(актуализирован в июле 2015 г., внесены дополнения по вопросу ответственности за подкуп иностранных должностных лиц)

  1. Международные документы и действующее законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции, криминализации обещания дачи взятки или получения взятки, предложения дачи взятки или получения взятки

Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.

Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.

В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ).

Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.

Уголовная ответственность за получение и (или) дачу взятки устанавливается также в отношении иностранных должностных лиц либо должностных лиц публичной международной организации.

Согласно пункту 2 примечания к статье 290 УК РФ под иностранным должностным лицом в указанной статье, статьях 291 и 291.1 УК РФ понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

УК РФ также включает норму, предусматривающую ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.

В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.

Под коммерческим подкупом и взяткой в УК РФ понимается незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Кроме того, в статьях 204, 290, 291 УК РФ определены отягчающие обстоятельства, а также дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения.

В примечаниях к статье 291 УК РФ представлен перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

Вместе с тем, пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» рекомендовано обратить внимание судов на то, что совершение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за взятку либо незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе действий (бездействие), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 3 и 4 статьи 204 УК РФ. В таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п.

Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Определение иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации приведено в пункте 3 примечания к статье 19.28 КоАП РФ и совпадает с определением, закрепленным в пункте 2 примечания к статье 290 УК РФ.

В рамках реализации Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в отношении случаев привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц необходимо учитывать положения нормативных правовых актов ряда зарубежных государств, посвященные противодействию коррупции, имеющих экстерриториальное действие. Такого рода нормативные правовые акты устанавливают санкции за совершение коррупционных правонарушений, которые могут быть применены государством за преступление, совершенное вне его пределов, при условии, что лицо, совершившее преступление, имеет с государством определенную, юридически закрепленную связь.

Наиболее известные нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие, категории субъектов, на которые они распространяются, и условия привлечения их к ответственности приведены в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (/ministry/anticorruption/Methods).

Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, также является неприемлемым для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Для предупреждения подобных негативных последствий лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – служащие и работники), следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.

Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В целях методической поддержки их деятельности подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (далее – комплекс мер).

Мероприятия, включенные в комплекс мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1) информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации, международным и зарубежным законодательством уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц;

2) разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

3) закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;

4) обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля;

Основными задачами осуществления комплекса мер являются:

а) формирование в органе государственной власти, местного самоуправления, государственном внебюджетном фонде, организации негативного отношения к поведению служащих, работников, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;

б) организация исполнения нормативных правовых актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения служащими, работниками, юридическими и физическими лицами норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

  1. Комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
  2. Информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации, международным и зарубежным законодательством уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе за подкуп иностранных должностных лиц.

Реализацию данного направления рекомендуется осуществлять посредством:

  • проведения серии учебно-практических семинаров (тренингов);
  • разработки методических рекомендаций и информационных памяток об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

1.1. В рамках серии учебно-практических семинаров является целесообразным рассмотрение следующих вопросов.

1) Понятие взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что в соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 6)).

2) Понятие незаконного вознаграждения. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

3) Понятие покушения на получение взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

4) Участие родственников в получении взятки. Необходимо указать, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

5) Понятие вымогательства взятки. Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

6) Подкуп иностранных должностных лиц. Государственным органам и служащим, а также организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством. Рядом зарубежных государств приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Организациям, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, попадающим под действие таких нормативных правовых актов, следует учитывать установленные ими требования и ограничения. Ознакомиться с зарубежным законодательством, касающимся подкупа иностранных должностных лиц, рекомендуется также должностным лицам в случае их командирования или при исполнении своих должностных обязанностей в представительствах государственных органов за рубежом.

7) Исторические материалы по вышеуказанным вопросам, изложенным в Своде законов Российской Империи (Том III).

1.2. Также необходимо обеспечить усиление информационной (просветительской) работы органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций по ключевым вопросам обозначенного направления.

Так в частности предлагается подготовить памятки для служащих и работников по следующим вопросам:

1) уголовная ответственность за получение и дачу взятки», в которой изложить вопросы применения мер уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мер административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

2) сборник положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения, в том числе: статьи 290, 291, 291.1 УК РФ; статьи 19.28 КоАп РФ; пункты 9, 11, 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6.

Памятки представляется целесообразным сформулировать на основе типовых жизненных ситуаций. Они должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов. Также в памятки необходимо включить сведения для правильной оценки соответствующей жизненной ситуации (например, разъяснять, что понимается под взяткой), порядок действий в данной ситуации, ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов.

  1. Разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Обеспечение информирования служащих и работников об установленных действующим законодательством о противодействии коррупции ограничениях, запретах, обязанностях и принципах служебного поведения целесообразно осуществлять применяя следующие меры.

2.1. В рамках учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) следует разъяснять процедуры и формы соблюдения требований к служебному поведению, а также этические нормы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

В части организации семинаров (бесед, лекций, практических занятий) необходимо рассмотреть следующие вопросы.

1) Порядок уведомления служащего и работника о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения.

В ходе семинара, требуется:

а) напомнить служащим и работникам, что уведомление представителя нанимателя (работодателя) о склонении к коррупционным правонарушениям является их обязанностью;

б) указать служащим и работникам на то, что уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом, государственным внебюджетным фондом или организацией;

в) разъяснить порядок направления и рассмотрения уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям, утвержденный государственным органом, государственным внебюджетным фондом, организацией.

2) Порядок урегулирования конфликта интересов.

В ходе семинара, необходимо:

а) указать служащим и работникам на то, что в целом ряде случаев совершение ими определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:

  • служащий или работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
  • родственники служащего или работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
  • родственники служащего или работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;

б) напомнить служащим и работникам, что письменное информирование представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является их обязанностью;

в) обсудить со служащими и работниками типовые ситуации конфликта интересов и порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности.

3) Действия и высказывания, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

В ходе семинара, является целесообразным, в частности:

а) обсудить со служащими и работниками слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и указать на необходимость воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами.

К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.

б) указать служащим и работникам на то, что обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.

К числу таких тем относятся, например:

  • низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
  • желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
  • отсутствие работы у родственников служащего, работника;
  • необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.

в) указать служащим и работникам, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.

Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, работника.

К числу таких предложений относятся, например предложения:

  • предоставить служащему, работнику и/или его родственникам скидку;
  • воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
  • внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
  • поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

г) разъяснить служащим и работникам, что совершение ими определенных действий, может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

К числу таких действий относятся, например:

  • регулярное получение подарков, даже (если речь идет не о государственном гражданском служащем) стоимостью менее 3000 рублей;
  • посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.

2.2. Также действенной мерой по данному направлению может стать подготовка и распространение среди служащих и работников памяток и иных методических материалов, содержащих разъяснения по ключевым вопросам, к которым, в частности, следует отнести:

1) уведомление о склонении к коррупции. В памятке следует описать порядок действий служащего или работника при склонении его к коррупционным правонарушениям;

2) о типовых случаях конфликтов интересов и порядок их урегулирования;

3) поведение, которое может быть воспринято как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, в которую включить описание выражений, тем для разговора, предложений и действий, указанных в подпункте 3) раздела 2 настоящего комплекса мер.

  1. Закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

При организации мероприятий по обозначенному направлению следует обратить внимание на необходимость своевременной регламентации локальными правовыми актами процедур и форм соблюдения служащими и работниками требований к служебному поведению.

На начальном этапе разработки акта, рекомендуется обеспечить информирование государственных (муниципальных) служащих о возможности участия в его подготовке. Для обсуждения полученных замечаний и предложений служащих или работников по проекту локального правового акта при необходимости проводить рабочую встречу с работниками или служащими.

В отношении принятых внутренних правовых актов рекомендуется не реже одного раза в год проводить обсуждения практики применения локальных правовых актов со служащими и работниками органа государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда и организации. В ходе встречи предлагается обсуждать, прежде всего, те трудности, с которыми служащие и работники сталкиваются на практике при реализации тех или иных положений правовых актов (представление сведений о доходах, расхадах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; определение наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и т.д.). По итогам указанных обсуждений следует актуализировать положений локальных правовых актов.

К вопросам, которые необходимо регламентировать локальными правовыми актами, в частности следует отнести вопрос о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения к коррупционным правонарушениям.

При разработке указанного акта о порядке уведомления о фактах склонения служащего или работника к совершению коррупционного правонарушения уделить особое внимание механизмам защиты заявителей. Наличие эффективных механизмов защиты будет стимулировать служащих и работников не только отказываться от предложений взятки, но и сообщать о лицах, ее предложивших.

В связи с этим необходимо, в частности:

  • закрепить требования о конфиденциальности информации о личности заявителя;
  • установить режим доступа к журналу входящей корреспонденции, содержащему данные, позволяющие идентифицировать личность заявителя;
  • включить в этический кодекс государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации положение о том, что служащие и работники должны воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
  1. Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля.

В число мер по реализации данного направления необходимо включить следующие.

Разместить в местах предоставления государственных услуг и в иных служебных помещениях, где на регулярной основе осуществляется взаимодействие граждан с организациями объявления (плакаты), указывающие на то, что:

  • дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы.
  • предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки;
  • государственному служащему запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей вне зависимости от стоимости подарка.

Разместить на официальном сайте государственного органа, государственного внебюджетного фонда и организации, распространить в электронной и в печатной форме памятки и иные методические материалы для служащих и работников.

Обеспечить возможности для граждан и организаций беспрепятственно направлять свои обращения в федеральный государственный орган (информация о работе «горячей линии», «телефона доверия», отправке почтовых сообщений, форма по отправке сообщений граждан и организаций через официальный сайт). Обращение гражданина может быть составлено в виде электронного документа и подписано электронной подписью.

Оборудовать места предоставления государственных услуг средствами, позволяющими избежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. бежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

 

В рамках осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены и направлены для использования в работе Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям (далее – Рекомендации).

Рекомендации разработаны для обеспечения соблюдения государственными (муниципальными) служащими основных антикоррупционных ограничений, запретов и требований, установленных федеральными законами, а также принципов служебного поведения, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).

Методическое обеспечение мер по противодействию коррупции в организации

 

  1. Общие положения
  2. Настоящим Примерным положением определяются правовое положение, основные задачи и функции подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании (далее – Подразделение, корпорация (компания)).
  3. Для целей настоящего положения под «организациями корпорации (компании)» понимаются предприятия корпорации (компании), учреждения корпорации (компании), акционерные общества корпорации (компании) и их дочерние хозяйственные общества, а также иные организации, в которых корпорация (компания) имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения.
  4. Подразделение создается по решению единоличного исполнительного органа корпорации (компании) в качестве самостоятельной независимой структурной единицы корпорации (компании). Подразделение подчиняется непосредственно единоличному исполнительному органу корпорации (компании) или должностному лицу, уполномоченному единоличным исполнительным органом корпорации (компании).

Рекомендуемая штатная численность работников Подразделения составляет 1 человек на 100 работников корпорации (компании).

  1. Руководитель Подразделения несет персональную ответственность за деятельность Подразделения.
  2. Подразделение обеспечивает принятие мер по реализации положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействии коррупции.
  3. Подразделение в своей деятельности руководствуется нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в том числе, определяющими правовое положение корпорации (компании), постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, решениями Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума, а также локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами корпорации (компании).
  4. Основные задачи Подразделения
  5. Основными задачами Подразделения являются:

7.1. обеспечение единообразия реализации системы мер по предупреждению коррупции в корпорации (компании) и организациях корпорации (компании);

7.2. принятие мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

7.3. профилактика коррупционных правонарушений;

7.4. проведение оценки коррупционных рисков, разработка и принятие мер по их минимизации;

7.5. осуществление работы по приему, рассмотрению и реагированию на сообщения о коррупционных правонарушениях;

7.6. обеспечение сотрудничества при реализации контрольно-надзорными и правоохранительными органами их законной деятельности по вопросам противодействия коррупции.

III. Основные функции подразделения по профилактике коррупционных правонарушений

  1. В целях реализации поставленных задач Подразделение осуществляет следующие функции:

8.1. в части обеспечения единообразия реализации системы мер по предупреждению коррупции в корпорации (компании) и организациях корпорации (компании):

8.1.1. разрабатывает и направляет на утверждение единоличному исполнительному органу (коллегиальному органу управления):

Антикоррупционную политику корпорации (компании);

кодекс этики и служебного поведения работников корпорации (компании) и организаций корпорации (компании);

регламент взаимодействия Подразделения с иными структурными подразделениями корпорации (компании) и организациями корпорации (компании) при проведении проверочных мероприятий в сфере предупреждения коррупции*;

типовой регламент взаимодействия подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений организаций корпорации (компании) с иными структурными подразделениями организаций корпорации (компании) при проведении проверочных мероприятий в сфере предупреждения коррупции*;

перечни должностей, устанавливаемые локальными нормативными актами корпорации (компании) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;

порядок представления в Подразделение работниками, замещающими отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также лицами, претендующими на замещение отдельных должностей, входящих в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

положение об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений, представляемых работниками, замещающими отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), и лицами, претендующими на замещение отдельных должностей, и соблюдения работниками ограничений, запретов и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами работников, замещающих отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;

порядок сообщения работниками корпорации (компании) и руководителями организаций корпорации (компании) о получении подарка в связи с исполнением должностных обязанностей;

порядок получения работниками корпорации (компании) разрешения работодателя на осуществление оплачиваемой деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

порядок получения работниками корпорации (компании) разрешения работодателя на получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных званий) от иностранных государств, международных организаций;

положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников корпорации (компании) и урегулированию конфликта интересов;

типовое положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению работниками корпорации (компании) и урегулированию конфликта интересов*;

прочие локальные нормативные акты, направленные на предупреждение коррупции;

8.1.2. осуществляет координацию работы структурных подразделений корпорации (компании) и организаций корпорации (компании) при проведении антикоррупционных мероприятий;

8.1.3. принимает меры по обеспечению соблюдения работниками корпорации (компании) ограничений, запретов и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

8.1.4. обеспечивает сбор справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работникамов, замещающих отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, претендующих на замещение отдельных должностей, входящих в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

8.1.5. разрабатывает предложения по внесению изменений в локальные нормативные акты, определяющие политику корпорации (компании) в сфере закупок, в части положений, касающихся антикоррупционного контроля закупочной деятельности;

8.1.6. осуществляет сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах, в отношении их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке (с целью исключения заключения договора с неблагонадежными контрагентами)**;

8.1.7. осуществляет прием и рассмотрение уведомлений работников корпорации (компании) и руководителей организаций корпорации (компании) о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими должностных обязанностей;

8.1.8. обеспечивает принятие мер по соблюдению в корпорации (компании) и организациях корпорации (компании) законных прав и интересов работников, сообщивших в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших им известными фактах коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8.1.9. участвует в пределах своей компетенции в обеспечении размещения на официальном сайте корпорации (компании) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении работников, замещающих отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), их супругов, несовершеннолетних детей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8.1.10. осуществляет проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками, замещающими отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), и лицами, претендующими на замещение отдельных должностей, соблюдения ограничений,

8.1.11. осуществляет проверку соблюдения запретов и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

8.1.12. осуществляет анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых работниками, замещающими отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), и лицами, претендующими на замещение отдельных должностей, соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

8.1.13. осуществляет контроль за соответствием расходов работников, замещающих отдельные должности, входящие в перечень, утвержденный локальным нормативным актом корпорации (компании), расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц, и их супруг (супругов) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8.1.14. обеспечивает контроль соблюдения порядка сообщения работниками корпорации (компании) и руководителями организаций корпорации (компании) о получении подарка в связи с исполнением должностных обязанностей;

8.1.15. осуществляет проверку и контроль соблюдения организационных процедур и правил, действующих при ведении хозяйственной деятельности в корпорации (компании) и организациях корпорации (компании), в части обеспечения принятия мер по предупреждению коррупции, с целью недопущения создания неофициальной отчетности, использования поддельных документов, выявления проведенных неучтенных или неправильно учтенных операций, ведения учета несуществующих расходов, отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован, намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документацией ранее сроков, предусмотренных законодательством**;

8.1.16. участвует в осуществлении регулярной проверки и осуществлении контроля экономической обоснованности расходов корпорации (компании) в сферах с высоким коррупционным риском, в том числе при обмене деловыми подарками, осуществлении представительских и рекламных расходы, благотворительных пожертвований, спонсорской помощи, выплате вознаграждений внешним консультантам**;

8.1.17. осуществляет контроль за информированием участников закупки, партнеров, контрагентов и иных лиц о деятельности корпорации (компании) по предупреждению коррупции, в том числе, в закупочной деятельности**;

8.1.18. проводит в структурных подразделениях корпорации (компании), а также организациях корпорации (компании) проверки по иным вопросам, относящимся к компетенции Подразделения по согласованию с единоличным исполнительным органом корпорации (компании);

8.1.19. опрашивает работников корпорации (компании), организаций корпорации (компании), получает от них устные и письменные пояснения по вопросам проводимой Подразделением проверки, в том числе проводит беседы и получает пояснения от работников корпорации (компании), организаций корпорации (компании) на которых распространяются запреты, ограничения и требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции в рамках осуществления проверки исполнения соответствующих запретов, ограничений и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции.

8.1.20. опрашивает физических лиц и получает от них с их согласия информацию по вопросам проверки соблюдения отдельными категориями работников запретов, ограничений и требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

8.1.21. готовит материалы для направления в установленном порядке запросов в кредитные организации, налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и иные уполномоченные органы и организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции;

8.1.22. готовит в части компетенции и направляет в установленном порядке материалы для заседаний комиссии по соблюдению работниками корпорации (компании) требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов;

8.1.23. осуществляет контроль за соблюдением ограничений при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8.1.24. обеспечивает контроль принятия организациями корпорации (компании) локальных нормативных актов на основе типовых стандартов, правил и процедур в сфере предупреждения коррупции**.

8.2. в части принятия мер, направленных на обеспечение предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

8.2.1. разрабатывает и направляет на утверждение единоличному исполнительному органу:

положение о соблюдении работниками корпорации (компании) требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов;

порядок уведомления работниками корпорации (компании) о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

типовое положение о соблюдении работниками организаций корпорации (компании) требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов*;

типовые ситуации конфликта интересов, возникающие в корпорации (компании), организациях корпорации (компании)*;

8.2.2. принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;

8.2.3. доводит до сведения работников корпорации (компании) информацию о принимаемых мерах по обеспечению предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе об обязанности соблюдения работниками требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, локальных нормативных актов в сфере предупреждения коррупции, а также об ответственности за их невыполнение;

8.2.4. осуществляет анализ представленных структурными подразделениями корпорации (компании) сведений в части выявления фактов конфликта интересов; подготовку отчета о выявленных фактах и его вынесение на рассмотрение комиссии по соблюдению работниками корпорации (компании) требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов;

8.2.5. осуществляет анализ и консолидацию отчетов организаций корпорации (компании) об итогах работы по сбору сведений о соблюдении требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов;

8.2.6. обеспечивает деятельность комиссии по соблюдению работниками корпорации (компании) требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов, в том числе представляет в комиссию информацию и материалы, необходимые для работы комиссии;

8.2.7. координирует работу комиссий по соблюдению работниками организаций корпорации (компании) требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов;

8.2.8. участвует в рассмотрении документов при заключении с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, трудового или гражданско-правового договора с целью оценки необходимости получения согласия бывшего представителя нанимателя на заключение соответствующего договора;

8.2.9. осуществляет контроль за своевременностью и полнотой представляемых работниками корпорации (компании), организациями корпорации (компании) сведений о соблюдении требований к должностному поведению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами корпорации (компании)**.

8.3. в части профилактики коррупционных правонарушений в корпорации (компании):

8.3.1. разрабатывает и направляет на утверждение в соответствии с внутренними регламентами методические и информационно-разъяснительные материалы об антикоррупционных стандартах поведения в корпорации (компании);

8.3.2. осуществляет работу по формированию в корпорации (компании), организациях корпорации (компании) нетерпимости к коррупционному поведению;

8.3.3. совместно с иными подразделениями проводит антикоррупционную экспертизу локальных нормативных актов;

8.3.4. участвует в пределах компетенции в подготовке материалов, информирующих о недопустимости коррупционного поведения работников корпорации (компании), размещаемых в корпоративных, деловых и отраслевых средствах массовой информации;

8.3.5. осуществляет организацию и поддержание актуальности сведений, размещенных в соответствующем разделе корпоративного сайта по вопросам предупреждения коррупции;

8.3.6. проводит мониторинг правоприменения положений законодательства Российской Федерации и применимых норм международного законодательства, в свфере предупреждения коррупции;

8.3.7. осуществляет обобщение опыта и распространение лучшей практики работы по правовому просвещению в сфере предупреждения коррупции;

8.3.8. проводит ежегодное ознакомление работников корпорации (компании) с актуальными изменениями антикоррупционного законодательства и локальных нормативных актов посредством официальной рассылки в структурные подразделения под ответственность руководителей структурных подразделений корпорации (компании) и роспись работников;

8.3.9. проводит мероприятия по правовому просвещению работников корпорации (компании) в части предупреждения коррупции (инструктажи, тренинги, семинары, анкетирования) и контрольные мероприятия (тестирования, аттестации);

8.3.10. проводит индивидуальное консультирование работников корпорации (компании) по вопросам предупреждения коррупции, в том числе по вопросам, связанным с применением на практике требований к должностному поведению и общих принципов должностного поведения работников, с уведомлением работодателя, органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

8.4. в части проведения оценки коррупционных рисков, разработки и принятия мер по их минимизации:

8.4.1. разрабатывает и направляет на утверждение единоличному исполнительному органу:

положение о порядке проведения оценки коррупционных рисков в корпорации (компании);

типовое положение о порядке проведения оценки коррупционных рисков в организациях корпорации (компании)*;

8.4.2. осуществляет анализ бизнес-процессов и деловых операций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками корпорации (компании) коррупционных правонарушений в целях разработки методологии оценки коррупционных рисков;

8.4.3. оказывает методологическую помощь организациям корпорации (компании) при проведении ими оценки коррупционных рисков;

8.4.4. разрабатывает меры и проводит мероприятия, направленные на устранение и минимизацию коррупционных рисков (совершенствование локальных нормативных актов, ротация кадров и т.п.) корпорации (компании);

8.4.5. осуществляет контроль за разработкой карты коррупционных рисков корпорации (компании).

8.5. в части осуществления работы по приему, рассмотрению и реагированию на сообщения о коррупционных правонарушениях:

8.5.1. разрабатывает и направляет на утверждение единоличному исполнительному органу:

порядок рассмотрения обращений работников корпорации (компании), организаций корпорации (компании), контрагентов и иных (физических и юридических) лиц в корпорацию (компанию) о возможных фактах коррупции;

порядок уведомления работодателя, органов прокуратуры или других государственных органов об обращении к работнику корпорации (компании) или руководителю корпорации (компании) каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

типовой порядок приема, рассмотрения и разрешения обращений работников организаций корпорации (компании), контрагентов, партнеров и иных (физических и юридических) лиц о возможных фактах коррупции*;

8.5.2. обеспечивает размещение на официальном сайте корпорации (компании) информации о почтовом адресе, адресе электронной почты, номере телефона «горячей линии» приема обращений о возможных фактах коррупции в корпорации (компании), организациях корпорации (компании);

8.5.3. обеспечивает прием, регистрацию обращений работников корпорации (компании), организаций корпорации (компании), контрагентов, партнеров и иных (физических и юридических) лиц о возможных фактах коррупции, поступивших посредством почтовых отправлений, на адрес электронной почты, на номер телефона «горячей линии», посредством формы «обратной связи», размещенной на официальном сайте корпорации (компании), при личном приеме;

8.5.4. организовывает на постоянной основе рассмотрение и принятие мер по реагированию на обращения работников корпорации (компании) и организаций корпорации (компании), контрагентов, партнеров и иных (физических и юридических) лиц о возможных фактах коррупции;

8.5.5. осуществляет контроль функционирования телефона «горячей линии», адреса электронной почты, формы «обратной связи», размещенной на официальном сайте корпорации (компании), для приема обращений о возможных фактах коррупции в корпорации (компании), организациях корпорации (компании).

8.6. в части обеспечения сотрудничества при реализации контрольно-надзорными и правоохранительными органами их законной деятельности по вопросам противодействия коррупции.

8.6.1. разрабатывает и направляет на утверждение единоличному исполнительному органу:

положение о порядке взаимодействия корпорации (компании) с контрольно-надзорными и правоохранительными органами;

типовое положение о порядке взаимодействия организаций корпорации (компании) с контрольно-надзорными и правоохранительными органами*;

8.6.2. обеспечивает информирование делового сообщества, общественности о совместной деятельности корпорации (компании) и правоохранительных органов Российской Федерации через публикацию на официальном сайте корпорации (компании) и в иных доступных средств массовой информации**;

8.6.3. оказывает содействие государственным контрольно-надзорным органам при проведении проверок и обеспечивает непрепятствие законной деятельности проверяющих органов;

8.6.4. оказывает содействие в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, в том числе недопущение неправомерного вмешательства работников корпорации (компании) в их деятельность;

8.6.5. устанавливает обязанность работников корпорации (компании) воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов;

8.6.6. обеспечивает подготовку материалов, участие в Межведомственных рабочих группах при правоохранительных и государственных органах, осуществляющих контрольно-надзорные функции**.

  1. Права
  2. Подразделение имеет следующие права:

9.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений корпорации (компании) информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Подразделения, в том числе аналитического, статистического и иного характера.

9.2. Вносить единоличному исполнительному органу корпорации (компании) предложений по совершенствованию деятельности Подразделения.

9.3. Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения.

9.4. Контролировать исполнение структурными подразделениями корпорации (компании) организационно-распорядительных документов и указаний руководства корпорации (компании) по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения.

9.5. Участвовать в пределах компетенции в соответствии с локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами корпорации (компании) в организации и проведении проверок структурных подразделений корпорации (компании), организаций корпорации (компании).

9.6. Получать от подразделения, ответственного за реализацию кадровой политики, необходимые сведения о назначении, перемещении и увольнении работников корпорации (компании), а также иные сведения, необходимые для проведения проверок в пределах компетенции Подразделения в соответствии с локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами корпорации (компании).

9.7. Проводить в структурных подразделениях корпорации (компании) в качестве проверки по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения по согласованию с единоличным исполнительным органом корпорации (компании).

9.8. Проводить в организациях корпорации (компании) проверки по вопросам, относящимся к компетенции Подразделения, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами корпорации (компании), организаций корпорации (компании)**.

9.9. Опрашивать работников, получать от них устные и письменные объяснения по вопросам проводимой проверки.

9.10. Привлекать при необходимости в установленном порядке к совместной работе работников других структурных подразделений корпорации (компании) и организаций корпорации (компании) при решении вопросов, связанных с исполнением поручений единоличного исполнительного органа корпорации (компании).

9.11. Вносить на основании проведенных проверок по признакам недобросовестного исполнения должностных обязанностей работниками корпорации (компании), организаций корпорации (компании) предложения на имя единоличного исполнительного органа о наложении на них дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и нормативными документами корпорации (компании).

  1. Взаимодействие со структурными подразделениями корпорации (компании)
  2. Подразделение осуществляет свои функции во взаимодействии с другими структурными подразделениями корпорации в виде служебной переписки, переговоров и совещаний, как личным порядком, так и с использованием имеющихся средств связи.
  3. Порядок информационного обмена с другими структурными подразделениями определяется в соответствии с локальными нормативными актами корпорации (компании), регламентирующими порядок данного взаимодействия.
  4. Исчерпывающий круг вопросов взаимодействия определен функциями, возложенными на соответствующее структурное подразделение.
  5. Взаимодействие с организациями корпорации (компании)
  6. Подразделение в пределах своей компетенции:

13.1. организует взаимодействие с организациями корпорации (компании) в целях обеспечения единообразия реализации системы мер по предупреждению коррупции в корпорации (компании) и организациях корпорации (компании) в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами корпорации и организаций корпорации (компании), а также с учетом особенностей правового статуса организаций корпорации (компании);

13.2. обеспечивает принятие организационных мер по предупреждению коррупции в организациях корпорации (компании);

13.3. оказывает консультативную и методическую помощь, в том числе, разрабатывает и направляет организациям корпорации (компании) типовые документы в сфере противодействия коррупции;

13.4. осуществляет контроль принятия организациями корпорации (компании) локальных нормативных актов, направленных на обеспечение реализации положений статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных актов корпорации (компании);

13.5. осуществляет мониторинг и контроль реализации положений локальных нормативных актов корпорации (компании), действие которых распространяется на организации корпорации (компании) с учетом особенностей их правового положения.

  1. Порядок взаимодействия Подразделения и организаций корпорации (компании) определяется нормативными правовыми актами корпорации (компании), организаций корпорации (компании).

VII. Взаимодействие с внешними организациями

  1. Подразделение осуществляет свои функции во взаимодействии с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами при реализации мероприятий, относящихся к компетенции Подразделения.
  2. Порядок информационного обмена с внешними организациями определяется в соответствии с локальными нормативными актами корпорации (компании).
  3. Исчерпывающий круг вопросов взаимодействия определен функциями, возложенными на Подразделение.

* – документы принимаются по решению единоличного исполнительного органа или коллегиального органа управления

** – функции возлагаются на Подразделение по решению единоличного исполнительного органа или коллегиального органа управления